Скользящая Люче

2011 год
Спектакль «Скользящая Люче»
по пьесе Лауры-Синтии Черняускайте

Действие пьесы происходит в сегодняшней независимой Литве. Когда люди живут в достатке, когда в любое время года в магазине можно купить свежую рыбу и вишню, когда колготки в изобилии всех цветов радуги, когда любая женщина может пахнуть «Дольче вита» Кристиан Диор. Так и наши герои Феликс и Люче, не имея финансовых проблем, ни в чем себе не отказывают.
Но Люче неожиданно уходит от Феликса. Почему? Феликс ищет ответ на этот вопрос, перематывая свои воспоминания, как кинопленку. Он вспоминает, как Люче собирала чемодан, как он искал утешения в объятиях вкусно пахнущей женщины, как умирал отец, как он спустя 12 лет встретился с мамой… Воспоминания перемешались во времени и пространстве.
Вторая пара —Таня и ее муж, это русские в Литве. Они рожают детей, сами будучи фактически детьми. В чужой стране они делают карьеру только в мечтах, на деле же довольствуясь минимальной зарплатой на любой работе. Живут в постоянном страхе потерять ее и друг друга. И чем больше проблем, тем больше они любят, зависят и цепляются друг за друга.
Отец и мать Феликса — селяне, живущие в советской Литве и их история гораздо драматичнее, чем у сегодняшних героев. Мать пять лет ухаживает за тяжело больным отцом, изменяя ему, чего никак не может понять и простить 16-летний Феликс, потому что «молод еще». Только после смерти отца прощает он мать, а она уже никогда не простит себя, потому что «ждала, когда умрет». И этого Феликс не может понять вполне, так как «слишком молод».
Феликс, Люче, Таня и ее муж – люди моего поколения, с такими же мыслями, вопросами, проблемами. Потому что их родители, так же, как и мои, родились и обрели друг друга совершенно в другом мире — до распада СССР, когда семья была еще ценностью общества. Уменьшилась роль семьи, возросла самостоятельность женщин. Они перестали стремиться выйти замуж, ведь можно получать удовольствие, не боясь забеременеть. Это же дало большую свободу и мужчинам. И поведение героев нашей пьесы — следствие этого. Яркий пример — женщина из супермаркета и ее муж.
Но беспорядочные половые связи не дают ощущения защищённости, близости с любимым человеком, что делает людей несчастными и заставляет мучиться в постоянных поисках очередного партнера, с надеждой, что он принесет удовлетворение и комфорт. К подобным выводам приходит Феликс: «Случайный секс – миф. Он не существует. Всё в этом мире — всего-навсего безнадежные, но упорные попытки сблизиться. Двое людей, решив заботиться друг о друге, должны друг о друге заботиться. А всё остальное приходит само собой. Женщина выбирает, о ком ей заботиться. Она согревает мужчину. Как ТЭЦ. Если по какой-то причине женщина перестает согревать, мужчина начинает умирать. С голоду…».
Феликс, оставшись один, вспоминая опыт родителей, сталкиваясь с отношениями других пар, начинает искать проблему в себе, в своем мироощущении. «Вы слишком много анализируете. Рядом с вами не безопасно»,- говорит ему женщина из супермаркета. «Небезопасно, потому что, зажмурившись, удобнее, чем с открытыми глазами?» В этом ответе Феликса заключается отношение к жизни большей части сегодняшних людей. Так почему же расходятся влюбленные, обещавшие заботиться друг о друге? Чего не хватает людям в браке, если у них есть все?

спектакль спектакль спектакль спектакль